Вы сейчас просматриваете Формализация инновационного развития Кузбасса

Формализация инновационного развития Кузбасса

Содержание

В последние несколько лет в Кузбассе активно обсуждалась проблема перехода региона на инновационный путь развития. Однако у кузбасской интеллектуальной элиты пока нет целостного видения того, что такое инновационный путь развития для Кемеровской области, а его модельная конструкция ещё не сформирована.

Между тем в некоторых российских регионах уже просматриваются определённые типы моделей построения инновационной экономики:

  • Эндогенные (возникшие внутри региона) инновационные модели.
  • Экзогенные (привнесенные извне) инновационные модели.

Виды инновационных моделей развития

Примером эндогенных моделей являются формирующиеся пермская и томская инновационные модели:

  • Пермская область — индустриальный регион с сильной производственной базой и большой долей современных технологий (от моторо до приборостроения). Ядро развивающихся там проектов — это производства с хорошей инженерной культурой и с добавлением нанокомпоненты (например, пермский «Новомет» построил предприятие по производству погружных насосов для нефтедобычи, конкурентоспособных не только на внутреннем, но и на мировом рынке).
  • Томская область — один из регионов-лидеров на инновационной карте России, в котором есть сильная научная база и созданная, по сути, за последние 15 лет мощная инновационная инфраструктура (так называемые «инновационные лифты»).

Томская инновационная модель, в отличие от пермской, выросла не на промышленности, а из вузовских и научных разработок. Некоторые из проектов «доросли» до серьезных бизнесов.

Например, современное инновационное предприятие НПФ «Микран» (Более 1000 чел. сотрудников (средний возраст 37 лет), выработка на 1 работающего — около 1 млн. руб., объем реинвестированных собственных средств в развитие — свыше 1 млрд. руб. [1]) — партнер Nokia Siemens Networks по проекту производства базовых станций для сетей мобильной связи четвертого поколения по технологии LTE в томской ОЭЗ. Это первый подобный проект в России (стоимость такого проекта в Западной Европе — порядка 50 млн. дол. http://www.micran.ni/news/l 140/).

Пример экзогенной инновационной модели:

  • Якутия, где региональная власть смогла создать привлекательные условия для притока на территорию региона инновационных бизнесов. Одно из базовых преимуществ в Якутии — учет характера спроса на инновации. К примеру, в Якутии нужны стройматериалы, «работающие» при температурах минус 50-60 градусов. И регион занялся развитием серьезного бизнеса по изготовлению несущих строительных конструкций не из металла, а из базальтоволокна. Эта продукция будет востребована и в других регионах страны.

Безусловно, что для реализации региональной инновационной модели любого типа (эндогенной, экзогенной) необходимо партнерство науки, образования, власти и бизнеса (рисунок 1).

Рисунок 1 – Инновационное партнерство науки, образования, власти и бизнеса
Рисунок 1 – Инновационное партнерство науки, образования, власти и бизнеса

Подобное партнерство, как свидетельствует мировой опыт, достаточно эффективно реализуется в рамках классической модели так называемой «Тройной спирали» (Triple Helix) [2].

Рисунок 2 – «Тройная спираль» взаимодействия
Рисунок 2 – «Тройная спираль» взаимодействия

Модель «тройной спирали» предусматривает обязательное участие всех ключевых партнеров:

  • Власть.
  • Бизнес.
  • Научно-образовательный комплекс (Синоним «Университетов» в западной терминологии).

Каждый из партнеров может быть лидирующим, особенно на начальном этапе процесса создания инновационной экономики.

Соответственно получается следующая закономерность:

  • В варианте пермской модели это бизнес (промышленное ядро).
  • В томской модели это научнообразовательный комплекс.
  • В Якутии региональная власть, создавшая благоприятный инновационно-инвестиционный климат в регионе.

Концепция «Тройной спирали» предусматривает инновационное развитие как результат конструктивного взаимодействия научно-образовательного комплекса, бизнеса и власти (на национальном и региональном уровнях).

Во времени первоначально формируются так называемые двойные спирали взаимодействия -между вузами (наукой) и бизнесом, бизнесом и властью и т. д., которые затем складываются в «тройную спираль» (рисунок 2).

Для модели инновационного развития по «Тройной спирали» характерно, как минимум:

  • Усиление роли научно-образовательного комплекса как лидера отношений с бизнесом и властью.
  • Стремление к сотрудничеству всех Институтов триады «научно-образовательный комплекс — бизнес — власть», при этом инновационная составляющая есть результат (трехстороннего) взаимодействия, а не создается на административном ресурсе региональной (федеральной) власти.
  • Расширение традиционных функций каждого из Институтов триады в формате «частично брать на себя роль другого». Институты, способные выполнять нетрадиционные функции, считаются наиважнейшим источником инноваций.

Как представляется, изначально роли каждого Института строго определены:

  • Роль бизнеса в модели «Тройной спирали» заключается в производстве.
  • Власть — источник контрактных отношений, гарантирующих стабильное взаимодействие
  • Научно-образовательный комплекс (НОК) — источник знаний и технологий.

В процессе формирования экономики, основанной на знаниях, усиливается важность «знания» и роль научно-образовательного звена, поскольку:

  • Знания постепенно занимает всё больший удельный вес на арене взаимодействия, выступая уже основой и источником развития. Сохраняя за собой одну из ключевых функций (ведение научных разработок и исследований, образовательная деятельность), научно-образовательный комплекс приобретает со временем также и предпринимательскую составляющую — как в части образовательного процесса, так и в части регламентов и процедур управления, в инкубировании наукоёмких компаний и т.п.
  • Уже сегодня некоторые российские университеты имеют собственные каналы для трансфера технологий и предлагают образовательные программы по созданию предприятий, инкубированию программ и другим предпринимательским навыкам.
  • Вместо того чтобы как раньше служить лишь источником новых идей для уже существующих фирм, современные университеты стараются объединить свои исследовательские и образовательные возможности для создания фирм новой формации, особенно в продвинутых областях науки и технологии.
  • Новые организационные механизмы, такие как бизнес-инкубаторы, научные парки, и различные объединения становятся источником экономической активности и международного обмена.
  • Таким образом, научно-образовательный комплекс занимает активную позицию, применяя знания на практике и вкладывая результаты в новые образовательные дисциплины. В свою очередь, бизнес-субъекты, совершенствуя свои технологии и делясь своими знаниями, участвуют в образовательном процессе.
  • Власть (федеральная, региональная) выступает как общественный предприниматель и венчурный инвестор в дополнение к своей традиционной законодательной и регулирующей роли. Подобное взаимодействие в конечном итоге и порождает интерактивную инновационную модель.

Процесс формирования инновационного взаимодействия в Кузбассе

В Кузбассе запущен процесс формирования (с разной степенью эффективности) так называемых «двойных спиралей» инновационного взаимодействия между:

  • ВУЗами (академической наукой) и бизнесом.
  • Бизнесом и властью, и т. д.

На сегодняшний день наиболее продвинутой и успешной (результативной), по нашему мнению, можно назвать пока только двойную спираль взаимодействия между крупным бизнесом и региональной властью (рисунок 3):

  • При этом и власть, и крупный бизнес (имеющий значимое влияние на экономику региона) стремятся находить приемлемые для обеих сторон формы взаимодействия в рамках сложившейся в Кузбассе модели партнерских отношений.
  • Это модель, при которой региональная власть и бизнес весьма эффективно работают над решением нескольких главных задач, способствующих росту экономики региона, а уровень согласованности их экономических интересов, по нашей оценке [3, 4 и др.], достигал в отдельные периоды 50-60 %.
Рисунок 3 – Двойная спираль взаимодействия «Бизнес-Власть»
Рисунок 3 – Двойная спираль взаимодействия «Бизнес-Власть»

Это модель, при которой бизнес вкладывает в модернизацию и диверсификацию экономики, а власть занимается социальными вопросами:

  • Выбирает социально-ответственных партнеров.
  • Работает над улучшением инвестиционного климата.
  • Быстро конвертирует накопленный модельный потенциал в потенциал социально-экономический.
  • Обеспечивает поддержку социальной стабильности и полноценную социальную защиту населения.

Всё это позволяет реально смотреть вперёд. Чрезвычайно важно, что региональная власть постоянно работает над созданием регионального инновационного поля (рисунок 4) в частности:

  • При Губернаторе Кемеровской области создан Совет по инвестиционной и инновационной деятельности «Положение о Совете утверждено постановлением Губернатора Кемеровской области от 21.03.2008».
  • Приняты принципиальные законодательные акты в инновационной сфере — региональные законы «О технопарках в Кемеровской области», «Об инновационной политике Кемеровской области», «О государственной поддержке инвестиционной, инновационной и производственной деятельности в Кемеровской области», «О зонах экономического благоприятствования».
Рисунок 4 – Инновационный блок регионального экономического пространства: формирование законодательной базы
Рисунок 4 – Инновационный блок регионального экономического пространства: формирование законодательной базы

Решение проблемы инновационного развития Кемеровской области идет неразрывно с двумя программами:

  • Среднесрочная региональная целевая программа «Развитие инновационной деятельности в Кемеровской области на 2008-2011 годы» [5]. Это дополнительный инструмент стимулирования и развития инновационной инфраструктуры и поддержки перспективных инноваций.
  • «Программа научного и технологического обеспечения социально-экономического развития Кемеровской области» (принята в феврале 2009 года на совместном заседании Коллегии администрации Кемеровской области и Президиума СО РАН). Программа включает 118 проектов разной степени готовности по 16 приоритетным направлениям. Отбор самых перспективных проектов ведется специалистами администрации совместно с представителями СО РАН и экспертами Кузбасского технопарка.

В соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами Кемеровской области для субъектов инновационной деятельности и резидентов Кузбасского технопарка предусмотрены льготы и преференции (рисунок 5):

  • Они могут претендовать на льготы по налогу на прибыль в части, зачисляемой в областной бюджет, по налогу на имущество организаций, на отсрочку или рассрочку по уплате региональных налогов. Кроме того, существует субсидирование части процентной ставки по кредитам, поддержка в разработке и экспертизе проектов с инновационной составляющей, и др.
  • На предоставление государственной поддержки могут претендовать субъекты инвестиционной и инновационной деятельности, проекты которых признаны соответствующими приоритетным направлениям социально-экономического развития Кемеровской области.
  • Процедурно проект рассматривается на Совете по инвестиционной и инновационной деятельности при Губернаторе Кемеровской области, а затем (при положительном решении Совета) — Коллегией Администрации области, которая принимает решение о включении проекта в Перечень проектов Кемеровской области, получивших право на государственную поддержку.
  • Регистрация в Реестре резидентов технопарков Кемеровской области (Статус резидента Кузбасского Технопарка присваивается постановлением Коллегии Администрации области на основании рекомендации Совета по инвестиционной и инновационной деятельности при Губернаторе Кемеровской области).
Рисунок 5 – Льготы и преференции, предусмотренные для субъектов инновационной деятельности и резидентов Кузбасского технопарка
Рисунок 5 – Льготы и преференции, предусмотренные для субъектов инновационной деятельности и резидентов Кузбасского технопарка

Реально работающих сегодня механизма взаимодействия региональной власти и бизнеса в сфере инвестиционной и инновационной деятельности:

  • Реестр резидентов Кузбасского технопарка (с их инновационными проектами), получивших право на государственную поддержку от региональной власти (в соответствии с Законом Кемеровской области «О технопарках в Кемеровской области»).
  • Перечень инвестиционных проектов Кемеровской области, получивших право на государственную поддержку от региональной власти (в соответствии с Законом Кемеровской области «О государственной поддержке инвестиционной, инновационной и производственной деятельности в Кемеровской области»).

В качестве механизма привлечения в Кузбасс крупных инвесторов и внедрения передовых технологий предлагается создание региональных зон экономического благоприятствования Закон Кемеровской области № 87-03 «О зонах экономического благоприятствования» принят 8 июля 2010 г., постановление №451 «О мерах по реализации закона о зонах экономического благоприятствования» — 19 октября 2010 г.

Для участников этих зон вводятся:

  • Упрощенные административные процедуры.
  • Гарантированный доступ к необходимой инфраструктуре.
  • Пакет мер финансовой и нефинансовой поддержки.

В свою очередь устанавливаются внятные «правила игры» для участников особых зон, включая льготы по налогам и сборам на региональном и муниципальном уровне, а также конкретные обязательства каждого участника (по объему инвестиций, числу создаваемых рабочих мест, пополнению доходной части бюджетов и т.п.).

Основные выводы статьи:

  • Формализация инновационного развития Кузбасса является важной составляющей стратегического планирования в регионе.
  • В Кузбассе накоплен весьма позитивный опыт инновационного развития по типу моделей «двойной спирали».
  • Отсутствие «продвинутой науки» и «сильных университетских центров» региональные власти пытаются компенсировать на начальном этапе инновационного развития созданием особых региональных условий для стимулирования инновационной деятельности в Кемеровской области (Кузбасский Технопарк, пакет стимулирующих региональных законов и др.).

Список литературы

  1. Научно-производственная фирма «Микран». Официальный сайт. — http://www.micran.ru/about/activity/.
  2. Henry Etzkowitz. The Triple Helix: University-Industry-Govemment. Innovation In Action. — http:// e.mail.ru/cgibin/link?check=l&cnf=ffl871a&url=http%3A%2F%2Fwww.informaworld.com%2Fsmpp%2Ftitle~content%3Dt781928319&msgid=l3064175860000000819 и http://www.unova.ru/article/5877.
  3. Фридман Ю.А., Речко Г.Н., Блам Ю.Ш., Лимонов А.Г. Измерение уровня согласованности экономических интересов субъектов региональной промышленной политики Кемеровской области //Вестник КузГТУ. — 2008. — №5. — С.98-103.
  4. Фридман Ю.А., Речко Г.Н., Лимонов А.Г. Стратегия развития Кузбасса и согласование экономических интересов бизнеса и власти // Стратегическое управление пространственным развитием субъектов Федерации и городов Сибири / под ред. А.С. Новосёлова. Новосибирск: ИЭОПП СО РАН. — 2009. — С. 50-75.
  5. Среднесрочная региональная целевая программа «Развитие инновационной деятельности в Кемеровской области на 2008-2011 годы» — http://zakon.scli.ru/ru/legal_texts/legislation_RF/printable.php?do4=document&id4=758d5 98d-f271 -4f84-8fl 3-0c671 ca3b365.

Источник: Формализация инновационного развития Кузбасса / Ю.А. Фридман, Г.Н. Речко, Н.А. Оськина // Вестник КузГТУ. — 2011. — №4. — C. 83-88.

Статья в формате docx

Добавить комментарий

Gekoms LLC

Коллектив экспертов, большая часть опыта и знаний которых востребованы в области промышленной автоматизации, разработке технически сложного оборудования, программировании АСУТП, управлении электроприводом. Телефон: +7(812) 317-00-87 Email: info@gekoms.ru Сайт: https://gekoms.org