Электроэнергия, передаваемая по электрическим сетям, является таким видом продукции, которая для своего перемещения расходует часть самой себя, не требуя для этого других ресурсов. Этот расход традиционно называют потерями электроэнергии. Подобный термин в среде неспециалистов вызывает представление о плохо организованном процессе транспортировки электроэнергии, ассоциируясь с потерями при перевозке зерна, угля и пр. товаров.
Производство электроэнергии требует определенных затрат, поэтому стоимость «потерянных» киловатт-часов должна быть компенсирована через увеличение стоимости электроэнергии, дошедшей до потребителя. Фактически это представляет собой оплату услуг сети, транспортировавшей электроэнергию от электростанции до мест ее продажи потребителям.
Следует иметь в виду, что покупатель электроэнергии не может, как в случае с другим товаром, выбрать более дешевую транспортную контору и законы рынка в отношении цены ее услуг не действуют. Поэтому проверку обоснованности этой цены (т.е. уровень потерь) делают государственные органы — региональные энергетические комиссии (РЭК). Как они могут осуществить такую проверку?
Единственной величиной, известной достоверно и не требующей проверки, являются фактические (отчетные) потери. Они представляют собой простую разность между количеством электроэнергии, полученной сетью, и электроэнергией, оплаченной потребителями полностью или на 100 %.
Например, если получено 100 млн. кВт.ч, а оплачено 84 млн. кВт.ч., то потери вроде бы составили 16 млн. кВт.ч. Означает ли это, что стоимость энергии, получаемой потребителем, должна быть увеличена в 100/84 = 1,19 раза по сравнению с ее отпускной ценой с электростанции? Ведь вполне возможен такой вариант, что из 16 млн. кВт.ч, часть электроэнергии приходится на несвоевременно оплаченную ее часть, т.е. дебиторскую задолженность, часть — ее транспортный расход, а часть — хищения электроэнергии. И их предлагают оплатить всем законопослушным потребителям.
Если бы в тариф включались все фактические потери, энергоснабжающей организации (ЭСО) не надо было бы особо заниматься поиском хищений, — все равно, те, кто платит, оплатят электроэнергию и за тех, кто ворует. Именно здесь и проявляется поле деятельности РЭК, которая должна оценить, соответствует ли уровень потерь, предлагаемый ЭСО для включения в тариф, техническим параметрам оборудования сети или покрывает и часть хищений.
Структура норматива потерь
Структура потерь может быть представлена с различной степенью детализации. В соответствии с этим фактические потери могут быть разделены на четыре составляющие:
- Технические потери электроэнергии, обусловленные физическими процессами, происходящими при передаче электроэнергии по электрическим сетям и выражающимися в преобразовании части электроэнергии в тепло в элементах сетей. Технические потери получают расчетным путем на основе известных законов электротехники.
- Расход электроэнергии на собственные нужды подстанций, необходимый для обеспечения работы технологического оборудования подстанций и жизнедеятельности обслуживающего персонала.
- Потери электроэнергии, обусловленные инструментальными погрешностями ее измерения. Эти потери получают расчетным путем на основе данных о метрологических характеристиках и режимах работы используемых приборов.
- Безучётные потери, ранее они назывались коммерческие, обусловленные хищениями электроэнергии, несоответствием оплаты за нее бытовыми потребителями показаниям счетчиков и другими причинами в сфере организации контроля за потреблением электроэнергии. Их значение определяют как разницу между фактическими (отчетными) потерями и суммой первых трех составляющих, представляющих собой технологические потери.
В соответствии со статьями 247, 252, 253 и 254 главы 25 Налогового кодекса РФ, норматив потерь электроэнергии в электрических сетях можно определить как экономически обоснованный и документально подтвержденный технологический расход электроэнергии при ее транспортировке с учетом условия, что этот расход произведен для осуществления деятельности, направленной для получения дохода.
Из указанного положения следует, что безучётные потери не могут быть отнесены на издержки, а должны оплачиваться из прибыли ЭСО.
Согласно Постановления ФЭК РФ № 37-Э/1 от 14.05.2003 в норматив потерь должны включаться:
- потери холостого хода в трансформаторах, батареях статических конденсаторов и статических компенсаторов, шунтирующих реакторах, синхронных компенсаторах и генераторах, работающих в режиме СК;
- потери на корону в линии;
- расход электроэнергии на собственные нужды подстанций;
- прочие обоснованные и документально подтвержденные условно-постоянные потери;
- нагрузочные переменные потери в электрических сетях;
- потери, обусловленные погрешностями приборов учета электроэнергии.
Какие потери имеем?
К настоящему времени разработано достаточно большое количество методов расчета технических потерь электроэнергии. Большинство ЭСО, используя в основном программу расчета потерь «Прогресс» различных версий, могут в настоящее время сравнительно точно рассчитать переменные и условно-постоянные потери электроэнергии в электрических сетях. Потери электроэнергии при ее передаче и распределении в электрических сетях 10(6) — 0,4 кВ можно считать от объема отпуска в сеть: 4-5 % — удовлетворительными; 10 % — допустимыми, с точки зрения физики передачи электроэнергии по сетям; 12 % — предельно допустимыми с учетом фактического износа сетей.
Мировой опыт показывает, что в странах с кризисной экономикой потери электроэнергии в электрических сетях, как правило, увеличиваются. Россия и, в частности, Кузбасс в этом смысле не являются исключением.
В связи с неплатежами потребителей электроэнергии сокращаются инвестиции в развитие и техническое перевооружение электрических сетей, в совершенствование систем управления их режимами, системы учета электроэнергии, возникает ряд негативных тенденций, отрицательно влияющих на уровень потерь в сетях.
Анализ показывает, что технические потери выросли с 10,4 до 12,4 %, то есть рост потерь электроэнергии за эти годы составляет 19 %.
Приведенные в таблице данные показывают только технические потери, а фактические (отчетные) потери значительно выше и составляют порядка 20- 25 % от объема отпуска в горэлектросетях, так как значительную долю суммарного полезного отпуска составляют бытовые и мелкомоторные потребители.
Для снижения фактических потерь электроэнергии в электрических сетях имеются два пути.
- Первый путь тяжелый, но правильный — разработка, согласование с региональной энергетической комиссией, утверждение и практическая реализация программы снижения технических и безучётных потерь электроэнергии. Обеспечение за счет этих программ сначала замедление роста, а затем снижение потерь в сетях.
- Второй, более легкий путь — поиск объективных причин роста потерь, обоснование и лоббирование в РЭК повышенного до уровня фактических норматива потерь.
Очевидно, что первый путь выгоден абсолютно всем: ЭСО, потребителям, местным администрациям. Снижая потери в сетях, ЭСО повышает рентабельность своей работы, а потребители за счет стоимости услуг на передачу и распределение электроэнергии получают соответствующее снижение тарифов. Понятно, что практическая реализация этого пути требует значительных организационных, технических, физических и финансовых усилий. Расчеты показывают, что для снижения потерь в сетях на 1 млн. кВт.ч в год необходимо затратить около 1 млн. рублей на внедрение соответствующих мероприятий.
Второй путь — тупиковый, так как, чем больше потерь будет включено в тариф, тем выше будет тариф для конечного потребителя, тем больше будет стимулов у этого потребителя к хищению электроэнергии и тем больше вероятность роста фактических потерь и стремление к росту утверждаемого в РЭК следующего норматива и т.д.
Задача же, как известно, перед всеми стоит противоположная — остановить рост потерь и добиться их снижения. РЭК Кемеровской области намерена идти только по первому пути и добиваться снижения потерь электроэнергии.
В настоящее время нет документа, устанавливающего порядок расчета потерь, обусловленных погрешностями приборов учета электроэнергии. И это нашло отражение в Постановлении ФЭК указанном выше. Однако там не сказано, о каких погрешностях идет речь, а таких как минимум три:
- Допустимая погрешность измерительного комплекса (ПК), в общем случае состоящего из трансформатора тока, трансформатора напряжения и счетчика при нормальных условиях их эксплуатации;
- Случайная погрешность ИК (как отрицательная, так и положительная), обусловленная ненормированными рабочими условиями применения ИК;
- Отрицательная систематическая погрешность старых индукционных счетчиков, отработавших свой ресурс, и счетчиков с просроченными сроками поверки.
Легитимный способ определения систематических погрешностей ИК — инструментальные обследования в соответствии с аттестованными в установленном порядке методиками выполнения измерений.
Недоучет электроэнергии, связанный с ненормированными рабочими условиями применения ИК, с физическим износом индукционных счетчиков, не может быть допустимым и рассматриваться как норматив. В этом случае все потребители за этот «норматив» будут платить, и ситуация будет лишь усугубляться, так как владельцы систем учета не будут заинтересованы в ее совершенствовании.
Существующая система учета не соответствует современным требованиям, и недоучет имеет место, поэтому эту задачу РЭК предлагает решать по-другому.
Уточненный с учетом инструментальных обследований недоучет электроэнергии в денежном выражении может быть включен в инвестиционную составляющую тарифа на электроэнергию затрат на совершенствование учета электроэнергии.
В этом случае в РЭК одновременно с оценкой ущерба ЭСО от несовершенства системы учета электроэнергии (отрицательных систематических погрешностей) должна представляться развернутая обоснованная программа снижения потерь в сетях за счет уменьшения недоучета электроэнергии.
В Кузбассе это нашло отражение в «Программе модернизации парка приборов учета электроэнергии в бытовом секторе области», утвержденную Постановлением Администрации Кемеровской области от 10 января 2002 года № 2.
Потребители при этом не просто платят за повышенный «технологически обоснованный расход электроэнергии», а как бы кредитуют работу ЭСО до доведения системы учета электроэнергии до нормативных требований.
Для ЭСО, в сетях, которых фактические потери электроэнергии составляют 20-25 %, дискуссия о том, какие погрешности приборов учета электроэнергии будут включены в норматив, допустимые или систематические носит непринципиальный характер.
От того, будут ли к расчетным техническим потерям 10-12 % прибавлены 0,5 или 2,5 %, проблема не станет менее острой. Все равно разница между нормативом и фактом будет от 10 до 15 %, что в денежном выражении может составлять миллионы рублей прямых убытков в месяц.
Для снижения этих убытков и доведения фактических потерь до нормативного уровня необходима согласованная с РЭК долговременная программа снижения потерь, так как за один-два года снизить фактические потери вдвое практически невозможно. 90-95 % этого снижения необходимо будет обеспечить за счет уменьшения безучётной составляющей потерь.
В то же время не надо путать эту составляющую потерь с неплатежами из-за отсутствия средств, когда отпущенная электроэнергия учтена и зачисляется в долг абоненту.
Основные выводы
Анализ потерь в электрических распределительных сетях Кузбасса напряжением 10 (6,0) — 0,4 кВ показал, что фактический их уровень составляет 20-25% от объема отпущенной электроэнергии в сеть, из них учитываемых в 2004 г. РЭКом расчетных технических потерь для различных горэлектросетей — от 10,9% (Калтанская ГЭС) до 16,6% (Мариинская ГЭС). При этом в технические потери входят условно-постоянные и переменные потери.
Объемы безучетных (коммерческих) потерь электроэнергии составляют от 2% до 9% и более от величины отпущенной электроэнергии в сеть, а структура состоит в основном из следующих составляющих:
- Занижение полезного отпуска электроэнергии из-за недостатков энергосбытовой деятельности (ошибки при выставлении счетов, хищения электроэнергии).
- Наличие «бесхозных» потребителей.
- Неодновременность оплаты за электроэнергию бытовыми потребителями.
Стратегический путь снижения коммерческих потерь — внедрение АСКУЭ не только на энергообъектах и у энергоемких потребителей, но и у бытовых потребителей, совершенствование энергосбытовой деятельности и системы учета электроэнергии в целом. Очень важен в деле снижения потерь человеческий фактор. Передовой опыт показывает, что инвестиции в обучение персонала, его оснащение соответствующими приборами обнаружения хищений электроэнергии, транспортными средствами, вычислительной техникой и современными средствами связи окупаются за счет снижения потерь, как правило, быстрее, чем инвестиции в счетчики или установку компенсирующих устройств.
Список литературы
- В. Э. Воротницкий, М. А. Калинкина. Расчет, нормирование и снижение потерь электроэнергии в электрических сетях. Учебно-методическое пособие. 2-е изд. — М.: ИПК госслужбы, 2001 г.
- Правила учета электрической энергии. Утверждены Министерством топлива и энергетики РФ от 19. 09. 1996 г. и зарегистрированы в Минюсте РФ 24 октября 1996 г. № 1182.
- Нормирование потерь в электроэнергетике. Постановление ФЭК РФ № 37-Э/1 от 14.05.2003 г.
Источник: О потерях электрической энергии в распределительных электрических сетях Кузбасса / А.В. Огородников, Ю.Б. Никешин, Т.Ф. Малахова // Вестник КузГТУ. — 2005. — №3. — C. 26-29